Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Смоленский Исидор: «Я рад, что Святейший Патриарх доверил мне продолжить начатое им дело»

Митрополит Смоленский Исидор: «Я рад, что Святейший Патриарх доверил мне продолжить начатое им дело»
Версия для печати
22 ноября 2021 г. 15:37

В статье, опубликованной в «Журнале Московской Патриархии», митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор рассказывает об актуальных задачах развития Смоленской духовной семинарии, приоритетах духовного образования и возможностях, которые дает церковному учебному заведению специальность «теология» (№ 11, 2021, PDF-версия).

Сохраняя преемственность традиций и высоких нравственных ориентиров Смоленской духовной школы, заложенных Святейшим Патриархом Кириллом, семинария сегодня развивается, стремясь достойно отвечать на вызовы времени. И одна из первых наших задач — это необходимость сохранить высокий уровень преподавательского состава, заданный Его Святейшеством еще тридцать лет назад, поддерживая и укрепляя тем самым добрую репутацию духовной школы.

Поскольку главная задача семинарии — воспитывать всесторонне просвещенных пастырей, в первую очередь полагающих все силы свои во славу Божию, во спасение своей паствы, наши требования к выпускникам остаются неизменными. Первое и самое важное из них — это церковность, которая выражается в том, что человек осознает свою неотвратимую причастность к жизни Церкви, чувствуя себя ее частью. И это осознание предполагает даже не столько разговор о своих правах, сколько понимание своих обязанностей. А что такое быть причастным к жизни Церкви? Это означает быть знакомым с церковным Преданием, Священным Писанием, историей Церкви и ее современной жизнью. Это также способность нашего выпускника ответить на любой, даже самый неудобный, вопрос светского человека, недружелюбно относящегося к Православию. Для этого, безусловно, нужно обладать определенной эрудицией, владеть языком полемики, что невозможно без развития общего кругозора и элементарной начитанности. Поэтому серьезное внимание во всякой духовной школе, и в том числе в нашей, педагогический состав обращает на развитие интеллектуальных способностей учащихся. И отрадно, что наши студенты к этому действительно стремятся.

Вместе с тем развитие духовного образования предъявляет учебным заведениям новые требования методического и воспитательного характера, которые невыполнимы без решения прежде всего бытовых вопросов. Ведь невозможно ставить перед студентом какие-то интеллектуальные задачи, если бытовые и социальные трудности, проблемы со здоровьем отвлекают его от основного дела — учиться и узнавать новое. Так, например, одно из требований Учебного комитета Русской Православной Церкви — это организация в каждой духовной школе медицинского кабинета, подразумевающая договор с поликлиникой, ежемесячный осмотр студентов врачами-специалистами. И это тоже входит в компетенцию руководства семинарии.

В условиях, когда интенсивность строительства храмов сократилась и потребность в настоятелях в Смоленской митрополии в настоящий момент не столь велика, наша семинария делает акцент на повышении качества образования приходских специалистов — в области катехизации, миссионерской, молодежной и социальной работы. По словам Святейшего Патриарха, выстраивание образовательной траектории в этом направлении наравне с реформой богословского образования является важнейшим приоритетом для нашей Церкви. В этом контексте актуальным выглядит и недавнее решение Священного Синода и Его Святейшества об объединении Смоленской семинарии и Смоленского епархиального духовного училища, чтобы, повысив уровень средне-специального духовного учебного заведения, где обучают регентов, иконописцев и золотошвей, интегрировать преподавание этих специальностей в высшую систему духовного образования. Важность и необходимость этого шага доказывает опыт Санкт-Петербургской и Московской духовных академий. Там регентские школы уже несколько лет включены в систему высшего духовного образования и имеют высокий уровень профессионализма. Теперь, после объединения, наши преподаватели, доценты и профессора, имеющие научные степени и высокий уровень квалификации, преподают и в семинарии, и в духовном училище.

В нашем учебном заведении, согласно государственным стандартам, существует система замеров качества образования. Она касается не только студентов, но и педагогов. И переход на эти стандарты, по мысли Святейшего Патриарха Кирилла, позволяет подтянуть уровень духовного образования, упорядочить методологическую базу, выявить скрытые ресурсы. Еще одна новация нашего времени в семинарском образовании — это педагогическая практика в общеобразовательных школах и педагогическом колледже, которую студент обязан проходить в рамках бакалавриата, чтобы получить диплом государственного образца по специальности «теология». Патриарх не раз говорил, что теологическое образование неизбежно расширяет кругозор и учит уважительному отношению к представителям иных культур, что является залогом мирного существования любой цивилизации. Должен заметить, что благодаря усилиям Его Святейшества в нашем государстве это стало реальностью. Теология дает нашей семинарии не только возможность взаимной интеграции со светским учебным процессом, но и обеспечивает взаимодействие со смоленскими региональными вузами, с которыми у нас подписано соглашение о сотрудничестве.

В продолжение этой важной работы в нашей семинарии по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода создан совет по теологическому образованию. Он призван к объединению усилий духовного учебного заведения и светского вуза в достижении общих целей популяризации богословия в целом и преподавания на высоком уровне для студентов, обучающихся по специальности «теология». Совет дает возможности объединить наши вузы в общем воспитательном процессе, найти точки соприкосновения, популяризировать знания о Православии, об истории Церкви, в том числе и с помощью государственных грантов.

Все эти новые требования в духовном образовании, весь этот продолжающийся процесс реформирования каждый год ставят перед нами новые задачи, для которых Смоленская духовная семинария стремится найти достойные решения. И я рад, что Святейший Патриарх доверил мне продолжить начатое им дело и послужить Русской Православной Церкви на ниве духовного образования.

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Материалы по теме

В ОЦАД состоялся круглый стол по вопросам развития духовного образования при Святейшем Патриархе Кирилле

«Всеобъемлющая забота о людях, о том, чтобы привести их ко Христу» [Интервью]

Состоялся круглый стол, посвященный итогам апробации онлайн-курсов грантового проекта Общецерковной аспирантуры и докторантуры

Состоялся вебинар для преподавателей факультатива «Основы подготовки священнослужителей для прохождения служения в зоне боевых действий»

Православие на краю земли [Интервью]

Царство Небесное силою берется (Мф. 11:12). Древнецерковные святоотеческие толкования [Статья]

Финансово-хозяйственному управлению Русской Православной Церкви — 15 лет [Статья]

Вышел в свет четвертый номер «Журнала Московской Патриархии» за 2024 год

Донская духовная семинария получила право выдавать дипломы государственного образца

Костромская духовная семинария получила лицензию на реализацию образовательной деятельности по направлению подготовки «Теология» (бакалавриат)

В Москве состоялось Общее собрание Научно-образовательной теологической ассоциации

Екатеринодарская духовная семинария получила государственную аккредитацию на ведение образовательной деятельности по программе «Теология» (бакалавриат)

Поздравительный адрес членов Священного Синода Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу с днем тезоименитства [Приветствия и обращения]

Вручение Святейшему Патриарха Кириллу орденского знака «За жертвенное служение» Общероссийского общественного движения «Россия Православная»

Святейшему Патриарху Кириллу вручена награда Общероссийского общественного движения «Россия Православная»

В Санкт-Петербургской духовной академии завершилась конференция «Епископ в жизни Церкви: богословие, история, право»

Состоялась научно-практическая педагогическая конференция «Теория и практика духовно-нравственного воспитания на территории Московской области»

Председатель Издательского Совета принял участие в конференции, посвященной 630-летию со дня рождения преподобного Пафнутия Боровского

В Минске открылись XXX Международные Кирилло-Мефодиевские чтения «Духовное и светское образование: история и перспективы взаимодействия»

При участии Казахстанского митрополичьего округа в Алма-Ате проходит конференция «Философия религии на Востоке и Западе»

Другие статьи

Значение культурно-исторического подхода для современного политического сознания

Царство Небесное силою берется (Мф. 11:12). Древнецерковные святоотеческие толкования

Царским путем: об отношении архимандрита Матфея (Мормыля) к древним распевам

«Духовное образование — в самой сердцевине церковной жизни». О развитии высшего духовного образования под руководством Предстоятеля Русской Церкви

Учреждение автокефалии: канонический аспект

Выступление митрополита Волоколамского Антония на Генеральной ассамблее Христианской конференции Азии в Коттаяме

Открывая богатство и глубину смыслов Нового Завета. Экзегетические труды архимандрита Ианнуария (Ивлиева)

Научный теизм. Как в Россию возвращалась теология и зачем она нам сегодня

Носите тяготы друг друга. К 100-летию преставления святого праведного Алексия Мечёва

Протоиерей Владимир Самойленко: «Казанская духовная семинария может и должна перерасти в академию!»